Православным верующим город Кострома известен прежде всего тем, что в нем находится Всероссийская святыня – Феодоровская Божия Матерь. Именно к Феодоровской иконе едут в Кострому со всех концов земли помолиться о даровании детей, благополучии семьи, об исцелении от самых различных болезней.
Божиим промыслом недавно посчастливилось мне побывать в Костроме и помолиться у Феодоровской иконы. Сейчас она находится в кафедральном соборе Костромы, который является и главным храмом Богоявленско-Анастасьиного женского монастыря.
Сам монастырь находится всего в квартале от исторического центра – главной, Сусанинской, площади. В ожидании открытия собора перед вечерней службой я отправился туда и присел отдохнуть на лавочку, расположенную около цветника в центре площади. Место это – возле рынка и торговых рядов – оказалось бойким. Рядом со мной присела молодая девица, раскрашенная, как кукла, с огненно-рыжей стрижкой, – таких, вызывающе одетых, здесь роится, как я заметил, множество. Вдруг в сумке у нее зазвонил сотовый телефон. «Танька, ты где?» – доносится из трубки. «Я здесь, прямо на «Сковородке» сачкую, давай лети сюда, на «движуху» пойдем!» Вскоре прилетела и Танькина подружка, такая же «пигалица», как и она сама. Поневоле подслушав их разговор, подробностей которого они, впрочем, нимало не стеснялись, перемежая речь матами и такими подробности сексуальных увеселений, о которых, наверное, даже батюшкам на исповеди не каждая раскаявшаяся грешница в конце жизни решится рассказать.
Составив впечатление о нашей молодежи на «Сковородке», начинаешь думать, что у нашей страны нет будущего. Это сейчас мы вымираем по миллиону в год, а через десять-двадцать лет, когда они станут хозяевами жизни – без царя в голове и Бога в душе, – наше православное Отечество просто перестанет существовать.
У Пречистой
В смятенных чувствах ухожу со «Сковородки» и в подавленном состоянии иду в Богоявленско-Анастасьин монастырь. Едва ступив за монастырские ворота, я обнаруживаю, что попал в совершенно другой мир. Тоже вроде русские люди, но дух-то совсем другой! Спокойная речь, добрые человеческие лица. Девочки-сироты из детского приюта похожи на ангелов: длинные, до пола, платья с белыми фартуками и такие же ослепительно белые косынки на голове... Душа моя потихоньку начала оттаивать.
Ноги сами приводят к Феодоровской иконе, которая находится в богато украшенном киоте в золотой ризе с правой стороны иконостаса. Лик Пресвятой Богородицы черен и еле-еле различим. Так много читал об этой иконе, а вижу в первый раз. На ночь я прочитал акафист Феодоровской Божией Матери и на следующее утро замер в благоговении перед иконой: словно пелена спала с моих глаз, чернота ушла, и Божия Матерь смотрела Своими чистыми очами, полными материнской любви. Лик Пресвятой Богородицы озарила живая радостная улыбка.
Большое чудо, что в безбожное советское время икона Феодоровской Божией Матери не покидала Кострому и все время пребывала в незакрывающихся костромских храмах. Перед ней постоянно совершались богослужения, в то время как все другие великие русские чудотворные иконы – Владимирская, Казанская, Тихвинская, Смоленская и другие – ушли из храмов, оказались в музеях, а некоторые даже покинули пределы России. Несмотря на то, что в XX веке повсеместно храмы закрывались и под разными предлогами уничтожались, во многих городах не оставалось ни одного действующего храма, в Костроме во время гонений постоянно продолжали действовать три храма, где поочередно пребывала икона Феодоровской Божией Матери. Так Царица Небесная через Феодоровскую икону оберегала богохранимую Кострому, весь Костромской край и всю Россию от коммунистического мракобесия.
Сама икона невредимой дошла до наших дней, хотя с нее в 1922 году и была снята золотая десятикилограммовая риза, являющаяся сама по себе уникальным произведением искусства. Эта риза не найдена до сих пор. Сейчас на Феодоровской – точная ее копия.
Моя судьба – монастырь
Звоню из свечной лавки по внутреннему телефону матушке Иннокентии – настоятельнице Богоявленско-Анастасьиного монастыря, договариваюсь о встрече. Она присылает ко мне свою ближайшую помощницу – сестру Ирину Пузанову. Ирина извиняется, мол, матушка занята неотложными делами, поэтому она прислала вместо себя ее.
Как выясняется, Ирина до монастыря жила в Сыктывкаре, а точнее – в моей родной Эжве, которая является пригородом столицы Коми. С трудом верится, что хрупкая девушка, по виду лет шестнадцати, окончила Сыктывкарский университет и год проработала учителем.
– Сколько же вам лет? – в недоумении спрашиваю ее.
– Двадцать два года.
– Как же вы оказались так далеко от Сыктывкара, ведь в Коми тоже много женских обителей?
– Видимо, это по зову сердца, потому что два года подряд мы с мамой ездили сюда с паломническими группами. А к иночеству я склонилась в один миг. Когда мы были в Даниловом монастыре в Москве, там попали к одному старцу, который уже не принимал. Я даже не знаю, как его зовут. Как нам сказал другой монах, этот старец уже ни с кем не разговаривает и находится в безмолвии. Только пять человек из нашей группы попали к нему под благословение. И в тот миг я поняла, что моя судьба – монастырь, тут же решила уйти из мира и стать монахиней.
– Как так, – опять не верю я, – он ничего не сказал, а вы приняли решение уйти в монастырь?
– Ну да, он на меня посмотрел пристально так и перекрестил. А когда мы уходили от него, я почему-то оглянулась, он меня еще раз перекрестил. И я сразу же решила, что моя судьба – это монастырь.
– Да, удивительно. И какая же у вас семья?
– Обыкновенная семья. Не сильно верующая и не сильно церковная. Старшая сестра – журналист, а вторая сестра, моя двойняшка, пошла в науку. Вместе с ней мы учились в школе, вместе окончили университет, вместе год назад поступили в этот монастырь, но осталась одна я.
– Она не выдержала?
– Нет, она просто другой человек. Учится в аспирантуре, продолжает свое образование.
– Какое у вас послушание?
– Я руковожу монастырским хором.
– Откуда же у вас такие таланты?
– Я окончила Эжвинскую музыкальную школу, а еще матушка Иннокентия меня учила, как управлять хором. Дети из нашего приюта поют и читают на службе, поэтому, кроме общеобразовательных предметов, у них еще обязательно идет спевка.
– Мне известно, что, кроме детского приюта, в монастыре еще существует богадельня. Вы берете туда мирских людей?
– Да. Богадельня была организована в 1991 году, сразу же после восстановления монастыря, и матушка Иннокентия сама ездила по окрестностям, собирала тех немощных старушек, за которыми никто не ухаживал. За время существования богадельни тридцать человек уже похоронили. Сейчас там находятся монахини, схимницы, они слепые. Есть еще две сестры, которые не могут ходить, требуют ухода. У одной перелом тазобедренного сустава, она лежачая, и вторая бабулька, ей уже за 90 лет, она тоже постоянно лежит, не разговаривает. Мы за ними ухаживаем, они часто причащаются, исповедуются. Схимницы постоянно молятся, читают Псалтырь, акафисты за обитель.
– А сколько детей сейчас находится в приюте?
– Тридцать человек. Детский приют у нас был основан в 93-м. Постоянно появляются новые дети. Возраст – от 8 до 16 лет. Вначале мы принимали сирот из государственных детских приютов, а сейчас сами дети-сироты приезжают с бабушками и дедушками, которые не могут их воспитать и выучить.
46 чудес и неисчислимая благодать
В разговоре выяснилось, что в послушание Ирины входит еще и ведение компьютерного класса для детей. «Мы печатаем плакаты, – говорила она, – информацию к праздникам, определенные молитвы для раздачи прихожанам. Еще готовим книгу чудес от иконы Феодоровской Божией Матери».
Я попросил показать мне эту книгу, на что матушка легко согласилась. Всего в книжке приводится 46 чудесных случаев, которые произошли от иконы Феодоровской Божией Матери с 1991 года, когда она перешла в новый кафедральный Богоявленско-Анастасьин собор.
Несколько случаев из этой книги я записал.
«9 августа 1995 года, в день празднования Феодоровской иконы Божией Матери, паломница из Москвы Маргарита Сергеевна Тульпа получила исцеление от опухоли правой руки, которой она страдала много лет и не могла ничего ею делать. Приложив руку в этот день к чудотворной иконе, она забыла о болезни».
«26 марта 1996 года, накануне празднования Феодоровской иконы Божией Матери, прибыла из Москвы 42-летняя Елена Руднева, много страдавшая экземой. Она мучилась с руками и с большим трудом могла что-либо делать по дому. Приложившись к иконе, она попросила сестру налить ей немного масла из лампады от Феодоровской иконы. Церковница, наливая масло, нечаянно разлила его, и Елене пришлось втирать масло себе в лицо и руки. Через некоторое время она сообщила по телефону, что после приезда из монастыря произошло чудо – она совершенно исцелилась от экземы, без труда выполняет дела и стирает разными порошками и химическими средствами».
«14 февраля 1997 года послушница Н., зажигая лампады у Феодоровской иконы, нечаянно облила воском от горящей свечки свою рясу, чего раньше с ней никогда не случалось. Поспешив в корпус, чтобы очистить рясу от воска, она зашла в гладильную и увидела оставленный не выключенным утюг, который уже так раскалился, что от него мог мгновенно вспыхнуть пожар. Но Матерь Божия как заботливая Небесная Попечительница обители чудесным образом спасла от страшной беды».
– А при вас чудеса были? – спрашиваю Ирину.
– Многие чудеса мы переписали в свою книгу, но еще больше чудес осталось как бы за ее страницами. Люди приходят, благодарят Феодоровскую икону, но не говорят почему. Вот буквально на днях одна женщина две недели не могла разродиться. Безнадежное положение было и для самой роженицы, и для ребенка. Ее родственники заказывали молебны перед Феодоровской иконой, мы все молились, и потом матушка послала ей свое благословение, сказала, что все у нее будет хорошо. И она разродилась девочкой.
Тут я вспомнил одну подробность, о которой прочитал когда-то. Известно, что Феодоровская икона – двусторонняя. На обороте изображена мученица Параскева Пятница, почитающаяся на Руси как покровительница свадеб и невест. Считается, что именно этим образом был благословлен вел. князь Александр Невский на брак с дочерью полоцкого князя Брячислава – Параскевой. Возможно, еще и поэтому Феодоровская Божия Матерь почитается прежде всего как покровительница семьи и семейного счастья. Большинство чудесных случаев от Феодоровской иконы связаны с чудесным рождением детей.
– Помогает ли святыня самому монастырю?
– Да, помогает. Это ощущается, когда Феодоровскую икону увозят на поклонение в другие города. Тяжесть наступает, такое чувство, как будто чего-то не хватает. А действие чудотворной иконы я испытала и на себе. С детства я серьезно болела. У меня были очень сильные головные боли после родовой травмы и проблемы со слухом. На УЗИ врачи определили воспаление мозговой оболочки, отсюда и понижение слуха. Здесь, в монастыре, за меня начали заказывать молебны, матушка Иннокентия усиленно молилась. Через полторы-две недели мы приходим снова к врачам. Врач смотрит и ничего не понимает: еще недавно начинался воспалительный процесс, а сейчас уже идет зарубцевание. С тех пор я стала хорошо слышать. А слух мне необходим, чтобы управлять хором.
Монастырские цветники
С сестрой Ириной мы идем по монастырю, и меня не покидает чувство, что будто нахожусь в дивном райском уголке, где повсюду цветы, растут прекрасные деревья и поют птицы.
– Здесь я также прививаю детям любовь к садоводству, – говорит Ирина. – Пригодилась моя мирская специальность, я – учитель биологии. Мы занимаемся благоустроением территории, разбиваем клумбы, ухаживаем за деревьями, цветами. Учимся правильно составлять цветники, чтобы красиво было.
– Действительно, у вас здесь очень красиво!
– Все это посажено руками детей и матушки игуменьи Иннокентии. А раньше на всей территории монастыря было кладбище. Здесь лежат тысячи людей: игуменов, монашествующих, захороненных не за одну сотню лет. Когда монастырь закрыли, кладбище разрушили и заасфальтировали. Под собором находилась усыпальница монастыря, где были захоронены многие игумены, сам преподобный Никита, некоторые монахи и покровители монастыря: бояре Салтыковы, князья Хованские и Боровские. А этот памятный крест, – показывает Ирина на деревянный крест, установленный среди пустыря в окружении цветов, – находится на месте алтаря разрушенной Никольской церкви.
Вот епархиальная типография. Это – игуменский корпус. В нем сохранилась белая зала, в которой игуменья Сусанна на 300-летие Дома Романовых встречала императорскую чету: Николая II и Александру Феодоровну. Здесь детский корпус, в нем у нас вначале жили маленькие детки. Сейчас они подросли и перешли в сестринский корпус, который раньше был больничным.
Когда в 1991 году сестры сюда заселились, они долгое время жили в соседстве с мирскими людьми. Этот район Костромы тогда назывался Безбожником. А сейчас все переменилось. Здесь святая обитель, главный кафедральный собор, епархиальное управление, откуда православие распространяется по всему Костромскому краю.
После экскурсии по монастырю Ирина привела меня в трапезную. Там мы встретились с игуменьей Иннокентией. Настоятельница оказалась довольно простым и душевным человеком. Хотя внешне она выглядит очень молодо, как выяснилось, в этом году ей исполнилось 50 лет. Монашество и игуменство матушке предсказал еще в 1972 году о.Иоанн Крестьянкин. Когда они вместе с мамой приехали в Псково-Печерский монастырь, он сказал ей, тогда 18-летней девушке: «Женихов не ищи, будешь невеста Христова», и велел обеим, как вернутся домой, готовить посох. «Благословение батюшки надо выполнять, – рассказывает мне матушка Иннокентия, – приехали домой, сделали посох. Он всегда у нас стоял в углу комнаты. Хотя у меня никогда и в мыслях не было, что стану игуменьей. После этого я вместе с мамой поступила в Пюхтицкий монастырь. А затем в 91-м году меня назначили сюда... игуменьей. Мама моя тоже стала игуменьей».
Интересно, что Пюхтицкий монастырь своим возникновением обязан именно этой костромской обители. Первая игуменья монастыря Мария стремилась распространять свет православия и в иноверческой среде. Для этой цели в 1888 году несколько сестер Богоявленско-Анастасьина монастыря во главе с монахиней Варварой основали в Эстонии Пюхтицкую обитель с благотворительными учреждениями: бесплатной лечебницей, аптекой и приютом для девочек-сирот. В советские годы Пюхтицкий монастырь стал крупным центром распространения православия не только в Эстонии, но и в самой России, став зачинателем множества новых женских обителей. Оттуда в марте 1991 года и была направлена в Кострому монахиня Иннокентия, которая 29 августа, в день празднования Феодоровской иконы Божией Матери, архиепископом Костромским и Галичским Александром была возведена в сан игуменьи.
С тех пор стараниями игуменьи Иннокентии воскресает из небытия уничтоженный в годы безбожного лихолетья Богоявленско-Анастасьин монастырь. Многие его храмы были разрушены безбожными властями, в главном соборе располагался архив. Уцелевшие монастырские строения погорели в пожаре 1981 года, после которого, казалось, надежды на восстановление монастыря не стало. Но невозможное, по разумению человеческому, свершилось по воле Божией. Много усилий приложил архиепископ Александр, чтобы уцелевшие в огне пожара монастырские строения были возвращены епархии. После того, как собор был восстановлен и освящен, архиепископ сделал его кафедральным. На следующий день после освящения с десятитысячным крестным ходом в него торжественно была перенесена из бывшего кафедрального Воскресенского собора главная святыня Костромской земли – икона Феодоровской Божией Матери.
Стараниями игуменьи Иннокентии в монастыре восстанавливаются художественные и иконописные мастерские. Сестры обители пишут иконки, расписывают пасхальные яйца, вышивают плащаницы и церковное облачение. Девочки-сироты из приюта сами пекут просфоры, выпекают хлеб. Благодаря Богоявленско-Анастасьиному монастырю в Костромской епархии восстанавливаются еще семь женских обителей, настоятельницами которых стали ученицы матушки Иннокентии. «Материнская» обитель помогает своим «дочкам» встать на ноги, наладить духовную жизнь.
Разговаривая с матушкой Иннокентией и видя, сколь большим делом она занимается, сколь трудолюбивы и целомудренны сестры обители, сколь чисты девочки-сироты, целыми днями занимающиеся богоугодными делами, я вспомнил, что еще накануне, сидя на «Сковородке», готов был похоронить будущую Россию – сколь далек я был теперь от этих печальных мыслей!
Е.СУВОРОВ (Источник: http://rusvera.mrezha.ru/476/8.htm).