ХХ столетия.Епископу Иннокентию(Ястребову),викарию Киевской епархии,позвонил генерал- губернатор Трепов и сообщил,что в Виннице при загадочных обстоятельствах умер протоие-рей.Его не хоронят,ожидая представителей высшей церковной власти.
Епископ Иннокентий спешно приехал в Винницу.Покойный протоиерей оказался человеком средних лет.При вскрытии его тела все органы были обнаружены в целости,кроме желудка. Этот орган был на вид черного цвета и совершенно обуглившимся. Когда его извлекли наружу,он рассыпался на мелкие черные угольки.
Врачи,участвовавшие во вскрытии,не смогли установить причину смерти протоиерея.Тогда стали расспрашивать жену покойного.Она со слезами рассказала,что на протяжении последнего года ее муж стал проявлять странность:каждое утро,перед тем как идти совершать литургию,он ел и пил.Сначала протоиерей ни на что не жаловался,затем стал ощущать жжение в желудке,дальше-постоянное горение.Из-за этого он перестал принимать пищу,а перед смертью беспрерывно вопил: - Огонь,огонь внутри!!!
Выслушав рассказ супруги протоиерея,епископ Иннокентий сказал:
- Божественную Евхаристию вместо покойного,видимо совершал ангел,и Святые Дары сожгли кощунника.
Несмотря на важность воздержания перед причащением,христианин должен соразмерять телесный подвиг со своим состоянием здоровья и духовным устроением.Строгость поста не должна превышать силы человека. Каждому христианину необходимо знать,что крайности в духовной жизни недопустимы.Преподобный Пимен Великий говорил:<<Все,что выше меры,- от
бесов>>. Преподобный Севастиан Карагандинский делал строгие выговоры тем,кто самочинно,без благословения перед причащением совсем не вкушал пищи по одному или несколько дней. Таких самовольников он иногда даже не допускал до причастия. Слабым же и больным преподобный благословлял на ночь перед причащением(конечно,до полуночи)выпить чашку кипятка и съесть кусок булки,чтобы к утру им не сделалось плохо.
Во время поста преподобный Севастиан разрешал людям,у которых были заболевания желудка или легких,ослаблять воздержание после принятия Святых Таин.Он благословлял их вкушать молоко или чай с молоком как лекарство.При этом преподобный всегда велел больным, несмотря на уважительную причину,каяться в нарушении поста перед Богом и обязательно сказать об этом на исповеди.
Люди,состоящие в браке,перед причащением должны воздержаться от супружеского общения. Препятствиями к приобщению Святых Таин являются также ночные осквернения и месячные у женщин.Конечно,совершенно недопустимо приступать к таинству,имея на совести нераскаянный грех. Каким бы маловажным этот грех нам ни казался,именно он может послужить препятствием для достойного участия в таинстве Святого Причащения.
В египетском Скиту,когда совершалась литургия,на Святые Дары нисходил Дух Божий в виде орла.Это явление наблюдали только священнослужители.Случилось,что за одним из богослужений подобие орла не явилось взору клириков.Служащий иеромонах,озадаченный этим,сказал иеродиакону:
- Мы в чем-то согрешили, или ты,или я.Отступи от Святого Престола,и если явится подобие орла,то ясно будет,что оно не являлось из-за тебя. Диакон отошел,и Дух Божий в образе орла тотчас сошел на Святое Приношение. После окончания литургии иеромонах спросил сослужившего ему иеродиакона:
- Что ты сделал?
- Не знаю за собой никакого согрешения,- ответил иеродиакон.-Разве только то,что приходил ко мне один из братии и просил чего-то,а я отказал ему,сказав,что у меня нет времени. - Орел не сходил потому,что брат был огорчен тобой,-рассудил иеромонах. Осознав свою вину,диакон пошел к обиженному им монаху и,попросил у него прощение, примирился с ним.
Подобный случай произошел в конце 18 столетия в Валаамском монастыре.В это время там жил старец Ксенофонт. Прежде он долгие годы был старообрядческим наставником,но однажды придя в Александро-Невскую Лавру на литургию,удостоился видения Небесных сил, сослуживших иеромонаху. После этого Ксенофонт обратился в Православие и,поселившись на Валааме,стал вести подвижнический образ жизни. За свое благочестие Ксенофонт сподобился быть зрителем благодати Божией,различно проявляемой при совершении литургии. Как-то во время службы в храм вошли финны,весьма неопрятной внешности. Старец про себя осудил их и из-за этого тотчас перестал своим духовным взором видеть благодать Божию.
Немедленно раскаявшись,он стал просить прощения у Бога.Однако благодатные видения он стал созерцать вновь только через месяц.