Помощь Божия от чудотворных икон и молитв - ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА-ЛАВРА. Мой рассказ о посещении.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

По благословению Архиепископа Сыктывкарского и Коми-Зырянского Питирима

Помощь Божия от чудотворных икон и молитв

ИСТОРИИ ПРАВОСЛАВНЫХ

Яндекс цитирования
wwjd.ru: Христианская поисковая система. Рейтинг@Mail.ru Православный Топ. Рейтинг православных сайтов . . 1top.net.ru - Рейтинг сайтов Православие Рейтинг TOP100 ProtoPlex: программы, форум, рейтинг, рефераты, рассылки! Рейтинг христианских сайтов Топ100- Религия Израиль - каталог сайтов, рейтинг, обзоры интернета Рейтинг@Mail.ru Православный Топ. Рейтинг православных сайтов . . 1top.net.ru - Рейтинг сайтов Православие Рейтинг TOP100 Рейтинг христианских сайтов Топ100- Религия Израиль - каталог сайтов, рейтинг, обзоры интернета НикНок Товары и услуги - каталог сайтов Rating All.BY Рейтинг  «Помоги делом»: просмотров за сегодня, посетителей за сегодня, всего число переходов с рейтинга на сайт

ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА-ЛАВРА. Мой рассказ о посещении.

После посещения святых мест Европы, Господь сподобил меня еще на одну поездку. Это паломничество было самостоятельное без группы. Троице – Сергиеву лавру я хотела посетить давно, но все никак не складывалось. Но по Божиему промыслу и  с любезной помощью  моего нового знакомого Эдуарда, который сопровождал меня во время поездки и  очень помог в освоении малознакомых мне мест, за  что ему премного благодарна, моя мечта наконец-то осуществилась. Я  побывала в обители Преподобного Сергия Радонежского.

 

 В Москву я приехала поздним вечером, пока доехали до Сергиева Посада, пока разместилась в гостинице, в Лавру было идти уже поздно. Но все последующие три дня были в моем распоряжении. И рано утром я отправилась в гости к Преподобному Сергию.

Немного истории об этой прекрасной обители. И о ее храмах и церквях.:

Драгоценная святыня Русской земли, всемирно известная Троице-Сергиева лавра основана преподобным Сергием Радонежским около 1340 года. На протяжении многих лет обитель преподобного Сергия по своему влиянию занимала первое место среди всех русских монастырей, являясь важнейшим духовным и культурным центром страны. Троице-Сергиев монастырь сыграл важную роль в деле свержения татаро-монгольского ига и объединения русских земель вокруг Москвы. В стенах обители работали духовные писатели Епифаний Премудрый, Пахомий Логофет, Максим Грек, живописцы Андрей Рублев, Даниил Черный и Дмитрий Плеханов, архитекторы И.Ф. Мичурин и Д.В. Ухтомский.

Основателями ее стали братья Стефан и Варфоломей, во иночестве – Сергий, сыновья обедневшего боярина, переселившегося из Ростова Великого в небольшой городок Радонеж, стоявший на притоке реки Клязьмы – Паже. После смерти родителей они ушли жить отшельниками в лесную пустынь, поселились на холме Маковец в десяти верстах от Хотькова монастыря и срубили здесь келью и «церквицу малую» во имя Святой Троицы. Так началась история Троице-Сергиевой лавры. Было это по одним данным – в 1337 году, по другим – в 1345 году.

Вскоре Стефан покинул брата и ушел в Московский Богоявленский монастырь. Преподобный Сергий остался в одиночестве. Постепенно, через два-три года, вокруг него собралось несколько монахов. В 1355 году преподобный Сергий ввел у себя в пустыни один из первых на Руси монашеских общежительских уставов.

Св. Сергий задумал монастырь в виде четырехугольника келий, в центре которого возвышался деревянный Троицкий собор. Обитель окружал деревянный тын с небольшой церковью св. Дмитрия Солунского  над воротами. Позднее этот план – четырехугольник келий и собор в центре – распространился на все русские монастыри. Недаром впоследствии говорили, что святой Сергий был «начальник и учитель всем монастырям на Руси».

Св. Сергий стал духовником князя Дмитрия Донского, он крестил его детей и был советником в государственных делах. Русские князья призывали игумена для решения междоусобных споров. Выдающаяся личность преподобного Сергия, его высочайший духовный и нравственный авторитет выдвинули его в ряд крупнейших церковных деятелей России.

Особенно широкий отклик на Руси вызвало участие преподобного Сергия в событиях, связанных с Куликовской битвой. Накануне выступления в поход Дмитрий Донской приехал в Троицкий монастырь. Сергий напутствовал и благословил великого князя, военачальников и воинов на великий подвиг и отправил с ним двух монахов своего монастыря, Пересвета и Ослябю, «зело умеющих ратному делу, и силу имущих и удальство великое и смелость». Как известно, на битву оба монаха вышли без доспехов, воодушевляя воинов. Битва началась единоборством Пересвета с закованным в железо татарским богатырем Темир-Мурзой (Челубеем). Они ударили друг друга копьями и остались лежать мертвыми…

После Куликовской победы благоверный князь Дмитрий Донской снова посетил обитель преподобного Сергия, чтобы совершить здесь поминовение по павшим в бою русским воинам.

Отряды Тохтамыша, пришедшие громить Русь в 1382 году, не нашли затерянную в лесах Сергиеву обитель, но в 1408 году, уже после смерти Сергия, монастырь был сожжен татарами дотла. Но погром 1408 года не стал катострофой – обитель быстро отстроилась заново.

Сергий, заступник земли русской, скончался 25 сентября 1391 года и был погребен в Троицком соборе основанного им монастыря. В 1422 году преподобный Сергий был канонизирован русской православной церковью. Над его гробом было начато строительство белокаменного Троицкого собора.

Троицкий собор – сравнительно небольшое, скромное и строгое здание. Наряду с соборами Звенигорода Троицкий собор является произведением ранней московской архитектуры, продолжавшей традиции владимиро-суздальского зодчества, развитие которого было прервано татаро-монгольским нашествием. Троицкий собор украшался на протяжении веков.

Игумен Никон, преемник св. Сергия Радонежского, пригласил расписывать собор преподобного Андрея Рублева – величайшего русского художника, творца образов, олицетворявших собой эпоху русского национального возрождения. Тогда-то и была создана гениальная «Троица» - главная храмовая икона собора, непревзойденный шедевр древнерусской живописи. Ныне подлинник иконы находится в Третьяковской галерее, а копия – в иконостасе Троицкого собора.

Андреем Рублевым была создана монастырская мастерская иконописи, ставшая школой для многих поколений русских иконописцев. С начала XV века в Троицком монастыре действовала мастерская по изготовлению книг. Книги переписывали, украшали заставками и миниатюрами, переплетали. Здесь же, в монастыре, сформировалась одна из древнейших в России библиотек, в которой хранились сотни драгоценных рукописей.   

Княжеская междоусобица 1425-1452 годов надолго приостановила каменное строительство в монастыре. Только в 1469 году в монастыре появилось второе каменное сооружение: известный московский зодчий Василий Ермолин построил новую трапезную палату, Это оригинальное здание (оно не сохранилось) послужило образцом для итальянских архитекторов, строивших Грановитую палату в Москве, а также стало прообразом множества подобных зданий в других монастырях.

В 1476 году рядом с Троицким собором была возведена кирпичная Свято-Духовская церковь

 «иже под колоколы», то есть в одном здании были соединены собственно храм и колокольня. Ее строили псковские мастера, использовавшие в отдельных частях храма характерные псковские архитектурные мотивы. В церкви Святого Духа погребен митрополит Филарет (Дроздов), один из самых знаменитых иерархов русской православной церкви XIX века. К церкви Сошествия Святого Духа пристроена часовня над гробом святого преподобного Максима Грека.

Этот выдающийся просветитель был переведен в 1553 году из Тверского Отроча монастыря в Троицкую лавру, где и скончался в 1556 году.

Иван Грозный был при крещении положен в раку Святого Сергия. Здесь, в Троицком соборе, он был крещен. Это связало царя особыми узами с монастырем Святого Сергия. Заботясь о процветании обители, в которой он был крещен, Иван Грозный благоволил к Троице, часто посещал ее, щедро одаривал. К тому времени разросшийся монастырь уже нуждался в новом, более просторном главном храме. В 1554 году на средства Ивана Грозного был заложен Успенский собор.

 

Успенский собор Троицкого монастыря сооружен по образцу московского Успенского собора. Его строительство велось двадцать шесть лет. Собор освящали уже при преемнике Ивана Грозного – царе Феодоре Иоанновиче. В XVIII веке в алтаре Успенского собора был установлен большой крест. Он обозначал то место, на котором юный Петр Великий искал спасения во время первого стрелецкого бунта 1682 года. Предание рассказывает, что один из ворвавшихся в храм стрельцов хотел поразить царя ударом ножа, но был удержан своими товарищами.

Собор был расписан в 1684 году артелью ярославских мастеров под руководством Дмитрия Плеханова. Великолепный иконостас выполнен в конце XVII века. В Успенском соборе погребена Мария Владимировна, дочь князя Владимира Владимировича Старицкого и вдова принца датского Магнуса, получившего от Ивана Грозного титул короля Ливонского. Последняя княжна из Московского княжеского дома – потомков св. князя Даниила умерла в 1617 году. Последние годы она провела в монашестве под именем инокини Марфы. У стен Успенского собора находится усыпальница Годуновых, в которой похоронен Борис Годунов и все его семейство.

В 1540-1550 годах монастырь опоясали мощные каменные крепостные стены, построенные по образцу московского Китай-города, с десятью башнями, рвами и надолбами. Стены, толщина которых колеблется от 6 до 10 метров, образует неправильный четырехугольник. Протяженность их составляет около 1200 метров, высота колеблется от восьми до четырнадцати метров. Стены прорезают линии бойниц нижнего, среднего и верхнего боя. По описи 1641 года в монастыре на стенах стояло 90 пушек и еще 20 находилось в резерве.

Спустя почти сто лет после постройки стен им пришлось выдержать длившуюся год, три месяца и двадцать дней осаду гетмана Сапеги и Лисовского. При этом никакого воинского гарнизона в монастыре практически не было, и защитниками монастыря стали монахи, монастырские служки и собравшиеся под защиту обители преподобного Сергия крестьяне. Осадив крепость, поляки начали бомбардировку из шестидесяти трех орудий, длившуюся шесть недель. Но, несмотря на то, что число осажденных было в несколько раз меньше 15-тысячного войска интервентов и «воров», попытки захватить крепость штурмом не увенчались успехом. Отчаявшись взять монастырь приступом, поляки начали вести подкопы. В ответ осажденные неоднократно делали вылазки, стремясь помешать земляным работам противника. В одну из таких вылазок два защитника монастыря, Никон Шилов и Слота, забрались в подкоп и взорвали его вместе с собой…

Несмотря на «преступные козни и хитрости» польского военачальника Сапеги, истощенный и смертельно уставший гарнизон выстоял. Верная заветам св. Сергия обитель, с недостаточными силами, благодаря лишь стойкости и мужеству оборонявшихся, успешно выдержала беспримерную 16-месячную осаду, воодушевив тем самым русский народ на освобождение Москвы. В Троицкой лавре получили благословение вожди земского ополчения Минин и Пожарский, шедшие к Москве.

Вскоре после Смуты началась перестройка монастырских укреплений. Стены были надстроены, а часть башен переложена заново. В 1635-1637 годы была построены больничные палаты с шатровой церковью святых Зосимы и Савватия Соловецких. Над главным входом в монастырь «именитые гости» Строгановы возвели в 1693-1699 годах храм Рождества св. Иоанна Предтечи.

Частые царские посещения заставили построить в монастыре так называемые Чертоги – царские палаты. Это большое здание ярко расписано «в шашку» («в шахмат») и украшено многоцветными изразцами. Одновременно с Чертогами была возведена новая трапезная (1682-1692).

 

С 1744 года Троице-Сергиев монастырь стал именоваться лаврой. В 1747-1767 годах архитектором Дмитрием Ухтомским была построена в стиле барокко небольшая церковь во имя Смоленской иконы Божией Матери. Она выделяется своей округлой формой, балконами-крыльцами с балюстрадами.

 

В 1747-1767 годах по проекту ведущих тогдашних архитекторов И. Мичурина, И. Шумахера и Д. Ухтомского была построена знаменитая монастырская колокольня.

 

 Хотя ее архитектурный облик принадлежит уже новому времени, колокольня не нарушила красоты и цельности древнего монастыря. Нижняя часть колокольни массивная, зато ее верх, тающий в небе, удивительно легок, почти воздушен. Лаврскую колокольню иногда сравнивают с русской березой, «белая одежда и кудрявые ветви которой так напоминают белокаменный убор и кудрявую голову колокольни» (А.И. Михайлов). Сооружение увенчивается оригинальной главкой в форме золотой раковины. Высота колокольни – 88 метров. На ней было устроено 42 (позднее 50) колокола. В 1759 году на колокольню был поднят лаврский Царь-колокол весом в 4000 пудов. Один язык его весил 88 пудов. Уникальный колокол в советское время был сброшен с колокольни и разбит.

Специально для лаврской колокольни «тульской ружейной слободы» мастером Иваном Кобылиным-Большим были изготовлены часы с курантами. Они безотказно прослужили 120 лет и были заменены в 1905 году на ныне существующие.

На протяжении столетий в Троице-Сергиеву лавру стремились тысячи паломников. В лавре бывали «гости беспрестанно день и ночь». Побывать у Троицы считалось святой обязанностью каждого. В 1859 году, возвращаясь из сибирской ссылки, Достоевский сделал крюк, чтобы взглянуть на Троице-Сергиеву лавру, памятную ему с детства. «Что за архитектура, какие памятники, - писал он. – Ризница привела нас в изумление…Одежды нескольких веков – работы собственноручные русских цариц и царевен, домашние одежды Ивана Грозного, монеты, старые книги, всевозможные редкости – не вышел бы оттуда».

В 1919 году вся монастырская братия была арестована. Троицкий собор и другие храмы были опечатаны. Это событие вызвало возмущение верующих. Святейший патриарх Тихон обратился лично к Ленину с просьбой об открытии храмов Троицкой лавры. В ответ последовал декрет Совнаркома о превращении «Бывшей лавры» в музей. В советское время в лавре, кроме музея, размещались электротехническая академия, курсы-школа и институт народного образования. В бывшей трапезной был устроен тир, в других помещениях – столовая, клуб. Был уничтожен лаврский Царь-колокол и древние пушки, из которых в 1609 году защитники монастыря стреляли по осаждавшим лавру тушинцам.

После Великой Отечественной войны Троице-Сергиева лавра была возрождена и на протяжении многих лет оставалась одним из восемнадцати действовавших в СССР монастырей. Как и прежде, лавра является сегодня главным духовным и просветительским центром Русской Православной  Церкви, куда ежегодно стекаются тысячи людей – поклониться  гробу преподобного Сергия.

 Ранняя литургия начинается в Троице-Сергиевой лавре в 6.15 утра в Успенском соборе, для тех, кто желает причастится,  исповедь проходит в надвратной церкви Рождества Иоанна Предтечи и начинается в 6 утра, вторая же смена исповеди с 8,45.

Обойдя все храмы и церкви, на следующий день я основательно готовилась к Причастию. Каждый день моего пребывания в Лавре был, как будто первый. Было очень много народа, паломники, ученики духовной семинарии, священнослужители, экскурсионные группы. Отовсюду доносилась речь иностранцев, находясь там ,понимаешь, что это действительно центр Духовной культуры России. Центр Православия. Я долго не могла сориентироваться  на месте, пока не купила план Троице - Сергиевой Лавры. Тогда дело пошло на лад. Литургия в Успенском соборе была замечательная. Наворачивались слезы умиления, пение хора пронизывало душу насквозь. Слава Богу за все! После службы я набрала святой воды с источника Преподобного Сергия

Этот источник был обретен в 1644 году во время ремонта паперти Успенского собора . От воды из этого источника получил исцеление слепой монах Пафнутий. Дальнейшие чудеса утвердили православный народ в вере  чудодейственности  этой воды, и к источнику потянулись страждущие со всех концов России. Часовня над источником была сооружена в конце XVII века.
Сень над чашей с крестом – самое позднее архитектурное сооружение нашей обители – была устроена в 1873 году. Памятный обелиск сооружен в 1792 году. На каждой стороне обелиска находятся памятные медальоны, на которых увековечены заслуги Лавры перед Отечеством. 

У мощей Преподобного Сергия я была три раза, пока стоишь в очереди к мощам успеваешь прочитать акафист и  прослушать молебен, который служится там непрерывно. Красиво поют девушки из певчих. Смотришь с грустью, как стекаются к Преподобному за помощью немощные, недугующие , скорбящие, и виною всему грехи наши.  Хочется молиться за весь мир ,но в тоже время осознаешь собственную немощность и греховность.. Преподобный отче Сергий моли Бога о нас!

На следующий день я с Божией помощью причастилась, и время пребывания подошло к концу.  Очень не хотелось покидать эту благодатную обитель, но в Москве меня ждал автобус  и новое путешествие. Электричка набирала ход, а в душе у меня осталась тихая благодать  Троице-Сергиевой Лавры  и  проносилась молитва: 

Господи, прости нас,грешных!  Слава Богу за все!

 

 

 

 

 

 

 

 

Был использован материал истории Троице - Сергиевой Лавры  А.Ю. Низовский. Самые знаменитые монастыри и храмы России. Москва. "Вече", 2000, 464 с.

 

 

 


Назад к списку