Есть такое выражение- ЧЕЛОВЕК ПРЕДПОЛАГАЕТ,А БОГ РАСПОЛАГАЕТ.
Но в этот раз я и предположить не могла,что приготовил мне Господь сразу после окончания Великого поста и встречи Светлого Воскресения Христова.
Все случилось абсолютно неожиданно и мгновенно,практически за час. Попалась на глаза в интернете статья ,название впечатляло..
Крестный ход, посвященный дню памяти святителя Стефана,
епископа Великопермского 7 мая 2011 г Сыктывкар Протяженность хода 60 км за 2 дня.
И вот 7 мая я оказалась у Свято-Стефановского собора г Сыктывкара, где после ранней утренней литургии собирались люди.
Для многих это не первый Крестный ход, он проводится каждый год ,опытные крестоходцы делились переживаниями прошлых лет, люди христосовались, улыбались друг другу,и царила атмосфера любви и дружелюбия ,как верно сказанное Господом нашим Иисусом Христом,:» Где двое или трое соберутся во имя мое, я буду посреде их.» Погода тоже располагала, светило солнце на безоблачном голубом небе, и было по летнему тепло.
Владыко Епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим,благословил каждого на путь крестный.
Приложившись ко кресту, меня окропили святой водой, стало радостно и весело. Я прижала к груди деревянный крест-распятие, с которым я проходила Иерусалимскую дорогу скорби,и приготовилась идти в путь ,не зная,какие страдания придется пережить большинству участников этого хода и мне ,грешной,в том числе. В первый день нам предстояло пройти расстояние 41 км. Владыко Питирим прошел с нами первый отрезок, объединяющий Свято-Вознесенский храм и Свято-Казанский храм.,где был первый привал.
Все были полны сил ,бодры и веселы.
Отовсюду были слышны радостные возгласы Христос Воскресе!!! Во-исти-и-ну Воскресе!!!
После напутственного слова Владыки Питирима,и получасового отдыха, наш Крестный ход продолжил свой путь.
Пришло время рассказать о самом Стефане Великопермском,основателе православной веры,церкви у северных языческих народов.
Святитель Стефан, епископ Великопермский, родился около 1346 года в Великом Устюге. Его отец Симеон служил причетчиком соборной церкви. О матери святого известно предание, согласно которому ее, трехлетнюю девочку, однажды встретил на церковной паперти святой старец Прокопий Устюжский. Поклонившись ей до земли, он сказал: “Вот идет мать Стефана, епископа Пермского, который будет великим между слугами Божьими”. В детские годы святой Стефан был научен молитве и послушанию. Отданный в “научение книжное”, он удивлял своими способностями. Свободное от занятий время мальчик любил посвящать чтению Священного Писания. Через год он стал чтецом в соборной церкви.
Как и многие северные русские города, Великий Устюг был в то время богатым торговым городом. Вокруг него в густых лесах были расположены поселения, в которых жили языческие племена зырян, или западных пермяков. Занимаясь охотой, зыряне жили довольно обособленно, но вели оживленную торговлю с русскими городами, в особенности с Великим Устюгом. Общаясь с зырянами, юный Стефан в совершенстве овладел их языком. К этому времени юноша окончательно решил оставить мирскую жизнь и посвятить себя служению Богу. Родители со слезами радости отпустили сына. По благословению Ростовского епископа Парфения, в монастыре во имя святителя Григория Богослова, славившемся своими образованными монахами, в 1365 году был совершен монашеский постриг молодого послушника с наречением ему имени Стефан.
С усердием углубился инок в изучение Священного Писания. Частые беседы с кем-либо из духовно опытных, умудренных книжной ученостью монахов, занятия греческим языком, который он вскоре достаточно хорошо усвоил, помогли святому Стефану в его духовном возрастании и богословском образовании. В монастыре святой Стефан написал несколько произведений, свидетельствовавших о любви к богомыслию и глубоких знаниях автора (до наших дней не сохранились).
Стремление просветить светом Христовой истины язычников-зырян, с детства жившее в его сердце, воодушевило святого Стефана на особый подвиг. Он создал для зырян письменность, которой они не имели, в качестве алфавита используя зырянские знаки на дереве, посредством которых охотники вели свою торговлю. С помощью созданной азбуки (состоявшей из 24 букв) святой Стефан перевел на зырянский язык богослужебные книги и частично Священное Писание. К концу своего десятилетнего пребывания в монастыре (около 1375 года), чувствуя себя уже достаточно подготовленным к делу Евангельской проповеди, святой Стефан отправился в Москву за благословением. Управителем митрополии был архимандрит Симонова монастыря Михаил (Митяй). Он испросил у великого князя охранные грамоты для святого Стефана и направил его к епископу Коломенскому Герасиму. После долгих бесед со Стефаном Преосвященный Герасим рукоположил его во иеромонаха и благословил на миссионерское служение. Снабженный антиминсами, миром, частицами святых мощей, а также необходимой для богослужения церковной утварью, осенью 1379 года святой Стефан отправился в Пермскую землю. Язычники-зыряне поклонялись стихиям (воде и огню), зверям и деревьям; главным их божеством была “Золотая баба” — каменный идол, которому приносилась в жертву лучшая часть добычи. Особым влиянием у зырян пользовались жрецы или волхвы, державшие в страхе и подчинении народ. Смерть ожидала каждого, кто осмелился бы коснуться их языческих верований. Положение для проповедника осложнялось еще и тем, что алчные великокняжеские сборщики дани озлобили зырян, поэтому все, что исходило из Москвы, казалось зырянам враждебным. Пырас (ныне город Котлас) стал первым селением, в котором святой Стефан начал свою проповедь. Жители его чаще бывали в Устюге и общались с русскими. Когда они услышали, что инородец прекрасно говорит на их родном языке, то оказали ему гостеприимство.
Поначалу миссионерство святого Стефана не имело успеха. Непривычно и страшно было слышать зырянам, что их боги — ложные и бесполезные истуканы, созданные людьми, и что есть лишь один истинный Бог — Христос. Жители селения всячески старались помешать святому Стефану, а однажды, по наущению волхвов, предприняли даже попытку сжечь его. Но кротость, терпение и любовь, а также всецелая преданность воле Божией, тронули наконец их сердца. Покоренные его личностью, убедительностью и простотой доводов в пользу новой веры, почти все жители Пыраса приняли Святое Крещение.
Святой Стефан выбрал себе из новокрещенных зырян нескольких спутников и отправился с ними далее вверх по течению Вычегды. За короткое время святой Стефан крестил жителей селений от Пыраса до Усть-Гама и везде ставил кресты и часовни, как самые понятные для новообращенных символы. Считая, что лучшим доказательством бессилия языческих богов будет уничтожение идолов и кумирниц, он поджег кумирню, где стояла так называемая “Золотая баба”.
Когда жители Усть-Гама с топорами и кольями бросились на святого Стефана, он, подняв руки к небу, со слезами молился о прозрении заблудших. Никто из зырян не решился напасть на него. Природная кротость этих людей отмечена иноком Епифанием Премудрым: “Обычай лих имать не творить начало бою”. Решающим моментом его миссионерской деятельности явилось столкновение с Памой, главным зырянским жрецом. Пама предложил ему пройти сквозь огонь и тем доказать на деле существование проповедуемого им Бога. Когда же смиренный инок, помолившись, решился подвергнуть себя жестокому испытанию и предложил Паме последовать за ним, то Пама проявил малодушие и в страхе отступил. После этого началось обращение многочисленных зырян ко Христу: реки Вымь и Вычегда ежедневно становились купелью для множества крещаемых.
Неоценимы заслуги святого Стефана в строительстве Божиих храмов на Пермской земле. Храмы обыкновенно строились святым Стефаном на тех местах, где ранее стояли языческие идолы и кумирни. Святой Стефан украшал их иконами, часть которых была писана им самим. Во всех построенных им храмах богослужение совершалось на зырянском языке. Святой Стефан учил крещеных созданной им грамоте, с помощью которой они читали Евангелие, Псалтирь, Часослов и другие переведенные на зырянский язык книги. При храме Благовещения было учреждено училище, где занимались будущие пастыри-зыряне. По истечении четырех лет миссионерской деятельности иеромонах Стефан отправился в Москву, чтобы решить вопрос о епископе для зырян.
Собор русских архипастырей и великий князь Димитрий Иоаннович Донской (ум. 1389 г.) постановили, что первым архиереем новообращенной Пермской земли должен стать сам святой Стефан. Зимой 1383 года во Владимире-на-Клязьме митрополитом Пименом была совершена епископская хиротония святого Стефана.
Святителя Стефана связывала духовная дружба с преподобным Сергием Радонежским. Он очень желал повидаться с ним на пути из Пермской земли, но не смог исполнить своего желания из-за недостатка времени. Находясь в 10-ти верстах от монастыря преподобного Сергия, святитель Стефан обратился в сторону обители и с молитвой и поклоном произнес: “Мир тебе, духовный брате!” Преподобный Сергий, сидевший вместе с братией за трапезой, встал, помолился и, поклонившись в ту сторону, где проезжал святитель, ответил: “Радуйся и ты, пастырю стада Христова, и мир Божий да пребывает с тобой!” Богословская образованность Пермского епископа и его выдающиеся личные качества создали ему высокий авторитет в Русской Православной Церкви. Великие князья и митрополиты часто вызывали его в Москву для совета или участия в церковных Соборах. В начале 1396 года, по приглашению святого митрополита Московского Киприана, святитель Стефан вновь отправился в Москву. Здесь он заболел: здоровье его было подломлено 18-летними изнурительными трудами и подвигами. 26 апреля 1396 года святитель Стефан мирно скончался. Он был погребен в кремлевской великокняжеской обители, в соборе Спаса на Бору. В XVI столетии Русская Православная Церковь причислила епископа Пермского Стефана к лику святых.
А наш путь продолжался…Пройдя немногое расстояние,каких то 10 км…я стала понимать,что ноги начинают уставать,шаг сбиваться,уже меня обгоняли,и мне приходилось делать усилия .чтобы догнать и встать на свое место,я старалась идти рядом со священниками, впереди колонны.. Легче всего идти рядом с иконой Святого Стефана. Ее несли 4 мужчин,меняясь когда уставали. Я старалась держаться неподалеку,но самое тяжелое в крестном ходе – это отстать от него. Только немного дашь слабинку, ноги дальше не пойдут…
А вот и долгожданный привал..Мы пришли в Молитвенный дом прихода в честь новомученика Евфимия с.Выльгорт. Стояли накрытые столы,с выпечкой,чаем,компотами,и другой всевозможной снедью! Только и вздыхаешь радостно ,глядя на этот подарок! Слава Богу за все! И сразу плюхаешься прямо на траву ,чтобы испить горяченького чайку и выпрямить усталые ноги.
И вот снова в путь .до нового привала оставалось 12 км,Начали натираться предательские мозоли,и силы уходили плавно,но верно..уже и Христос Воскресе из мертвых… пели через раз, насколько хватало дыхания. Шли очень быстро,почти бежали,несколько раз приходилось забегать вперед,чтобы вытряхнуть камень и песок из обуви,иначе отстать можно было легко. И тут на помощь пришла Исусова молитва,кто то запел,народ подхватил,и вот я ,которая уже не чуяла ног от усталости запела во все горло Господи Иисусе Христе сыне Божий помилуй нас!!! Откуда и силы взялись…И снова бодрость..Но ненадолго..через минут 20 пения я снова угасла…так продолжалось много раз, Господь давал силы. Дошли мы до с Соколовка,очередной остановки я упала на траву радостно целуя землю,как родную мать. Скинула обувь со стертых ног и почувствовала,что я в раю (улыбаюсь). Глядя в голубое небо мои губы шептали,Господи! Дай мне сил дойти!!! Молю тебя!!! Боже милостивый…услыши меня грешную!!!
Вот и снова в путь,пол часа привала прошли.как одна минута,нехотя моя грешная плоть одела туфли, натертые ноги распухли и прихрамывая я двинулась вместе с высоко поднятыми иконами Богородицы и Иисуса,стараясь не отставать от них. Скаждым километром пути идти было все труднее. Дыхание сбивалось,временами песни и молитвы уже не могла повторить даже шепотом…Через каждый пять километров наше шествие ждал спасительный красный автобус и машина скорой помощи…Кто совсем изнемог,или плохо кому, мог сойти с пути сесть в автобус и отдохнуть еще 5 км,а по желанию и больше.а затем продолжить путь…Но в моем понимании это тогда получиться не Крестный ход,а парад на красной площади..
Помню, один из священников, возглавлявших крестный ход, старался ободрить нас, :«Тяжело идти, мозоли жгутся? Ничего, ничего, пострадайте. Вам за это часть грехов простится, как на исповеди». Крестный ход, да и любое паломничество, – это исповедь Богу. «Радуйтесь!!! Сейчас многие веселятся, празднуют, шашлыки жарят,Буги-Вуги всякие…А вы трудетесь! Во славу Божию! Вы избранные!»
Видя этот красный автобус (почему то он появлялся,когда было особенно плохо)передо мной вставала картина
Мучеников Севастийских в ледяном озере в морозную стужу. Наверху мучители поставили жарко истопленную баню и предлагали, отказавшимся от Христа это искушение. Один не выдержал,выскочил из озера и побежал к теплому укрытию..и не добежав упал замертво… Асоциация этого автобуса с баней была очень устойчивая.
С Божией помощью пройдено еще 9 км,очередной привал и рядом святой источник Николая Чудотворца. Но сил дойти до него,набрать воды у меня уже не было. Деревянные распухшие ступни ног радовались хоть кратковременному отдыху.
Совсем немного осталось до последнего привала и ночлега,ноги уже совсем отказывались идти,хромая,и испытывая неимоверную боль ,как стоя на острие ножей,я начала отставать и уже плелась в середине толпы,не смотря ни на кого. Только дойти! Как нибудь!
Вот и последний в этот день привал с Лозым,где нас радушно встречали Хлебом-солью и в клубе накрыли столы. Еды на всех не хватало,как говориться кто успел.то и съел,где сушку ухватишь,где хлебушка,компот вкусный был) Слава Богу за все!
После привала темнело уже..Оставалось совсем немного пройти,вошли мы в село Пажга,где в доме-интернате нас ждал воистину выстраданный ночлег. Определили нас в спортзал, бывалые несли с собой подстилки, коврики, спальные мешки…
После пройденного пути люди снимали носки,приклеивали пластыри,лечили раны. У многих живого места не было от окровавленных мозолей. Страшная картина. Понимаешь все тяготы военных солдат, которые в годы Великой Отечественной войны совершали марш-броски куда на более большее расстояние,чем наше…
У меня не было ничего, распложилась на голом полу, старательно вытягивая ноги положила под голову рюкзак,так и проваливалась в сон. Все тело ломило и крутило. Сладким сном это было назвать трудно. Скорее адской дремой.
На следующее утро совершилась Божественная литургия в молитвенном доме с.Пажга, после которой снова в путь. Еще 20 км с Божией помощью!
Последние 4 км с нами шел Владыко Епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим,нас снимали на камеры, и приветствовали радостными возгласами!!! Христос Воскресе!!!
Наш путь заканчивался в селе ЫБ ,где на высоком холме расположилась обитель Божия Серафимовский женский монастырь . Встреча происходила в в монастырском храме свт.Стефана Пермского , куда и была нами доставлена икона.
Торжественная встреча, радостные приветствия, хлеб да соль, благодарение Богу ,благословение Владыки и гостеприимство монахинь и тружеников этой прекрасной обители надолго запомнятся мне, да и думаю всем участникам этого похода во славу Божию.
Хромая,я шла и не чувствовала уже усталости, благодать Божия была со мной и пребывает по сей день. Я очень рада, что прошла все это. Слава Богу за все!