Чудеса Божии проявляются в земной жизни постоянно, только мы не всегда различаем их. Не всегда чувствуем близкое присутствие Бога. А вот явных чудес мы не заметить не можем. В последнее время в России особенно часто – по Одному Богу известной причине – происходит мироточение икон.
Каждый раз встреча с чудом неповторима. О том, что в Москве в храме Девяти мучеников Кизических будет 5 января - всего лишь один день! - находиться икона «Умягчение злых сердец», я узнал случайно. Мироточивую икону я должен был увидеть впервые в жизни. Было ново и волнительно прикоснуться к Божиему чуду как бы в буквальном смысле. И еще было интересно увидеть атмосферу, окружающую эту икону в храме: как ведут себя люди, чего ждут от встречи с мироточивой святыней?
Икона «Умягчение злых сердец» оказалась вполне обыкновенной, как говорят, стандартной, неписанной, под стеклом, в не слишком глубокой рамке. Привычный лик Богородицы, принимающей предсказанные Ей страдания: «и Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец» (Лк, 2, 35). Глаза Пресвятой, каждому говорящие, наверное, свое, сокрытое в душе человеческой.
Необычным было лишь то, что вся икона была буквально залита миром.
Полупрозрачное, слегка желтовато-кровянистого цвета миро. На руках и одежде Пресвятой Богородицы, если внимательно всмотреться, можно разглядеть маленькие капельки: признаки кровоточения. Миро обильно изливалось не только на лик и ризы Пресвятой Девы, но и на все пространство иконы, причем изливалось густо набегающими друг на друга сверху вниз волнами.
Икона, как говорит настоятель храма иерей Антоний Серов, принадлежит москвичке рабе Божией Марии. Образ мироточит уже два года – и его постоянно приносят в храмы. Был он и в Оптиной Пустыни. Известны случаи исцеления от иконы. А кровоточить она начала в день гибели атомной подводной лодки «Курск».
Служба уже закончилась, а народ все подходил и подходил: ехали со всех концов Москвы. Очередь то слегка уменьшалась, то снова вытягивалась до дверей большого, вместительного храма. Люди предварительно покупали иконы «Семистрельной», свечи. Некоторые, стоя в отдалении, молились Божией Матери. То и дело собирались небольшие группы людей, начинавших петь акафист Пресвятой Богородице «Умягчение злых сердец».
В одной такой группе помолился и я. Иподиакон Сергий, человек лет тридцати, дежуривший у иконы, время от времени поднимал маленьких ребятишек к иконе, чтобы они могли приложиться к ней. Иногда, опуская на пол ребенка, говорил, повернувшись к матери: «Тяжеленький».
Глядя на людей, на неспешно и буднично идущую очередь, я подумал о том, что чудеса Божии совершаются на наших глазах просто. Их внутренний смысл сокрыт в Божием Промысле и в сердце, в земной и небесной судьбе каждого из нас. А глубокий и ясный смысл всего происходящего прост и величественен: когда Бог являет себя, Он призывает нас прийти к Нему, прикоснуться к чуду. Зачем – знает до конца только Он. Но сделать шаг навстречу Ему и Его Святой Воле – нужно. При этом тайна останется тайной. Благодать от мироточения дается каждому приходящему, даже если один исцеляется явно, а другой унес ее в себе: она пригодится человеку в чем-то другом, - может быть, тогда, когда он и не будет подозревать, что ему была явлена Божия помощь.
И общецерковный смысл чуда мироточения – тоже всегда тайна. Божии чудеса нас укрепляют в вере, предупреждают, вселяют надежду. А различия в мироточениях – они лишь подчеркивают, что источник всех тайн – в руке Божией. Почему «Семистрельная», замироточившая в благочестивой московской семье, буквально залита миром, а икона святого Пророка Илии из Илиинского храма мироточит по капельке уже тридцать лет (к слову, храм много раз пытались сносить при строительстве метро, кинотеатра и проч. – и ни разу эти попытки не увенчались успехом)? Знает только Бог.
Может быть, когда-нибудь станет ясно, почему икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» должна была попасть именно в старый и знаменитый храм Девяти мучеников. Храм этот непростой. Судьба его необычна. Одно то, что он расположен между Домом Правительства (Белым Домом), Московской мэрией и посольством США, - говорит о многом. Этот треугольник – «Русская Голгофа» ХХ века. В свое время храм называли «расстрельным», так как его получила в свое ведение ЧК ОГПУ для исполнения приговоров. Когда уже в конце ХХ века работники КГБ нашли в стенах храма девять замурованных человеческих тел, то они подумали, что это и есть девять мучеников Кизических, во имя которых назван храм. Во время событий октября 1993 года храм попал под обстрел. В нем тогда засел снайпер, который сделал на стене огромных размеров кощунственную надпись: «Я убил пять человек и очень этому рад».
В храме, уже в его сегодняшней жизни, тоже много удивительного и мистического. Несколько лет назад похоронили двадцатилетнего алтарника Сережу. Его отец был милиционером и охранял мэрию в злополучные октябрьские дни. От побоев и полученных ранений он скончался менее чем через год в больнице. Перед самой кончиной, уже будучи в безсознательном состоянии, он, к изумлению окружающих, вдруг поднял руку и трижды осенил себя крестом. После этого заболел сам Сережа. Врачи вынесли приговор: жить ему осталось не более четырех лет. Пятнадцатилетний мальчик сразу стал молчаливым, собранным, серьезным. Многим запомнились его кротость и смирение. Умер он точно в день кончины отца. Сергей исповедался и причастился всего за несколько часов до смерти. Когда его тело после отпевания выносили из храма, вдруг демонский рык вырвался из уст стоявшего в толпе одержимого: «Ненавижу! В рай попал!»
Пока мы не знаем, почему Пресвятая Богородица выбрала для Своей мироточивой иконы именно этот храм, – и только верим, что ничего случайного не бывает. Наше же дело маленькое – прийти и поклониться. Но вот что обращает на себя внимание: совсем недавно в этом маленьком, но таком необычном храме, в котором словно бы переплелась вся наша история – как древняя, так и новая, - именно в нем побывали находившиеся в Москве всего несколько дней чудотворные Державинские мироточащие и Кровоточащая иконы. Видно, на особом пересечении силовых линий стоит этот дивный храм.