В Самарской области в доме у ветерана войны и труда, пенсионерки Екатерины Ивановны Малыгиной на окне появилось нерукотворное изображение иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет». Лик Пресвятой Богородицы был обнаружен 16 апреля, в день празднования этой иконе.
В селе Черновка Сергиевского района Самарской области мне не пришлось долго искать дом, где проявилась на стекле икона Божией Матери. Первый же прохожий совсем не удивился вопросу, а рассказал подробно, как добраться до улицы Демидовой, к цели нашего визита. Возле калитки неприметного сельского домика стояло несколько машин, рядом женщины надевали платочки. У одного окошка два парня фотографировали чудо на телефоны, третий звонил и что-то громко, возбужденно рассказывал в трубку. Видно, об увиденном на стекле. Возле крыльца стояло много людей с детьми, все приехали из Самары, узнали о чуде от знакомых и решили помолиться, попросить о здравии. Может быть, кто-то из молодых молился о женихе - ведь перед этой иконой Царицы Небесной молятся о благоустроении семей… К паломникам вышла небольшого роста старенькая бабушка в ярком платке пасхального радостного малинового цвета. Это и есть хозяйка, Екатерина Ивановна Малыгина, к дому которой днем и ночью едут паломники из разных мест посмотреть на чудо. Она доброжелательно улыбается, опирается на мою руку и провожает к окну, где Лик Богоматери появился необъяснимым для всех нас образом. Интересуюсь, как все произошло и что предшествовало этому событию…
Появление святого лика
- Не было в нашем окошке одного стекла, - рассказывает Екатерина Ивановна, - рамы-то двойные, но со стороны дома выпало стекло и разбилось. Зимой уж больно без него холодно стало, а тут я новую клееночку купила на стол и надумала ею разбитое окошко занавесить. Вот этой белой стороной, которая без рисунка, я приложила клеенку, кнопочками прикрепила и закрыла окошко. Во время холодов стало нам от нее теплее. Потом пришла весна, и я хотела протереть пыль со стекла, убрала клееночку и смотрю - половина стекла вся огнем пылает, что-то белое на стекле, а в самой середке - лики Богоматери с Младенцем. Я заплакала от радости. Господи, как ко мне, грешной, явилась Богородица…
В комнате два окна, на одном из них внизу с левой стороны - будто отпечаток с бумажной иконы, четко видны лики Богородицы и Младенца. Краски от центра к краю несколько бледнеют и переходят в белое полотно. Видны следы стирания изображения чем-то острым. Под ликом стоит зажженная лампадочка, рядом на столе - иконы Божией Матери и молитвословы, множество чистых платочков. Только ими хозяйка дома разрешает прикладываться к окну с проявившимся Ликом.
- А когда вы открыли окошко и увидели лик Богородицы? Можете припомнить, в какой день?
- После Пасхи уже было, числа, может, 17 или 16 апреля…
- Бабулечка, а вы когда увидели, знали, что за икона появилась на стекле, вы ей молились раньше?
- Я вообще молюсь Матери Божией, но такое дивное изображение Богородицы я и не знала. Спросила у соседки, Гальцевой Тоси, и мы с ней вдвоем в прошлогоднем Православном календаре нашли изображение этой иконы, просмотрели все иконы Богоматери и поначалу не нашли. Еще раз стали смотреть и один в один увидели головушку Спасителя и цветочек у Божией Матери, так вот и определили, что появился лик Пресвятой Богородицы «Неувядаемый Цвет».
Молебен у окошка
- Вот вы впервые увидели лик Богородицы на стекле и что стали делать дальше?
- Пошла в наш приход в Черновке, он у нас назван в честь святых Космы и Дамиана. Нашла отца Сергия Державина, все ему рассказала и попросила посмотреть на проступивший лик. Батюшка приехал ко мне уже с благочинным, отцом Василием Анисимовым, с певчими, и отслужили на улице, прямо за окошком, молебен с акафистом. Потом еще раз приезжал батюшка и служил молебен Богородице.
Возле окна с нерукотворными ликами Божией Матери и Младенца Христа всегда горит лампада.
- Что говорили батюшки о проступившем на стекле лике Матери Божией?
- Говорили, что это очень редкое явление… Больше молчали и молились… Икона в первый день побыла до вечера, около одиннадцати потихоньку исчезла с окошка. Так стало повторяться каждый день: утром появляется как бы по волосочку и выстраивается весь рисунок иконы, а к вечеру так же по волосочку исчезает. Продолжалось так пятнадцать дней, а вчера Божья Матерь совсем не исчезала с окошка, всю ночь была с нами. Со стороны улицы лик не исчезает, а только с внутренней стороны.
- Екатерина Ивановна, а вы сами наблюдали, как появляется на стекле лик Божией Матери?
- А как же! Не спала несколько ночей, все сидела и смотрела… Она не резко появляется, а потом пропадает, нет, все происходит постепенно. Где-то в четыре утра белое пятно и на нем ниточка появляется, а за ней другая, голубая, и разрисовывается весь лик, двигается потихонечку по маленьким стежкам. Белая ниточка потом появляется и обводит по будущему лику Младенца Иисуса Христа, и через полчаса вырисовывается вся головка Младенца. Я смотрю на все это, плачу и крещусь: Господи, недостойна все это видеть… На днях были паломники в одиннадцать вечера, помолились, приложились, а их знакомые с улицы фотографируют лик и нам кричат: «Видите, убавляется икона и между Божией Матерью и Младенцем появились три свечи и горят!» А мы-то со стороны дома это не видели, свечи горели только на улицу. Через несколько дней, когда к иконе пришли уже другие паломники, эти три свечи появились уже и горят вовнутрь дома. Паломники руки свои к ним протянули и почувствовали тепло, от огня на стекле самое настоящее тепло… Простились мы с этими людьми, проводила я их до калиточки, возвращаюсь, а иконочки нет, только белое пятно и осталось. Само это белое полотно с первого дня было больше, но постепенно убавилось и сейчас похоже по форме на пасхальное яйцо.
- Я вижу, у вас на этом окошке стоит фотография Митрополита Иоанна (Снычева), она всегда здесь стоит?
- Да, у меня же тут рядом с окошком красный угол, я помолюсь на иконы и к Владыке молитвенно обращаюсь, прошу: Владыка Иоанн, помоги нам, помолись о нас.
- Откуда у вас его фотография, кто вам ее подарил?
- Сам Владыка Иоанн и подарил, в году восемьдесят восьмом приехала я в Самарское Епархиальное управление, отсидела длинную очередь и пришла к Архиепископу на прием. Поговорила по разным духовным вопросам и попросила помочь приобрести Библию, потому что в те времена негде было ее купить. Владыка благословил меня, записал и сказал, в какой день приходить за Библией. На столе была его фотография, я попросила подарить мне ее, и Владыка Иоанн сам лично, своими руками подарил мне вот эту фотографию.
- Какая вы смелая, к самому Владыке ездили…
- Так я и к Архиепископу Сергию несколько раз приезжала, все хлопотала, чтобы дали нам молельную комнатку, ведь до ближайшего храма сорок километров было, разве дойдешь старыми больными ногами. Были у нас в деревне богомольные бабульки, мы у них собирались и молились, так они все умерли. Где же молиться? Я прошла триста домов и собрала тридцать подписей с просьбою выделить нам хоть какой-нибудь уголочек для молитвы и поехала к Архиепископу Самарскому и Сызранскому Сергию. Он выслушал, принял подписи и сказал, что надо молиться и все устроится. Так и случилось! Сейчас вот выхлопотали мы себе помещение, аптека перешла в больницу, а нам отдали этот домик. Надо же все ходить выбивать, а у меня силы уже не те, и я попросила Валентину Лидовских заняться молельной комнатой. Она целый год не бралась, но в один день ей приснилась Божья Матерь, и она сразу взялась работать по устройству молельного дома. И вот теперь можем помолиться в своей Черновке, вообще же хочется здесь храм построить, раньше в нашей деревне стояло два храма. Об этом мне Владыка Сергий сказал, что есть записи, в которых указывается, где были храмы и кем были построены.
Божье дело
В комнату входят паломники. Лидия и Сергей Петровы приехали из Сергиевского района, о лике на стекле узнали от соседей и захотели помолиться возле него. Екатерина Ивановна просит гостей не трогать руками изображение, а приложить рядом с ним на стекло платочек, чтобы не повредить чудесной иконе.
- Некоторые паломники, - рассказывает хозяйка дома, - даже ногтями скребли, хотели удостовериться, не нарисовали ли мы краской или не сделали ли отпечаток на стекле. Зачем нас так оскорблять…
- Вас не обижает, когда люди говорят, что наклеили вы сами на стекло и выдаете за чудо…
- Нет, за таких несчастных я только молюсь. Душа их очерствела, и они не видят ни глазами, ни сердцем. Господь велит нам не обижаться, а молиться, чтобы жили все дружно и мирно. Раз пришли, прочитайте молитовку, вот я нашла тропарь иконе Божией Матери «Неувядаемый Цвет», рядышком специально положила. Прочитайте и потом просите о скорбях своих.
- Вы так всем паломникам рассказываете?
- Не только рассказываю, но и молюсь вместе с ними, записываю их имена и потом ночью смотрю на икону и молюсь. Матушка Божья, прости нас, исцели, помилуй. Помоги нам во всех бедах и напастях, и наведи нас всех на молитву к Богу, вразуми нас всех и приведи Своей молитвой к спасению. Чтобы все мы почитали Бога и молились Ему. Все по нашей вере и по нашей молитве. Несколько дней назад приезжала из Самары женщина и так сердечно молилась у иконы, так просила, так плакала. У ее племянницы родился ребеночек и сильно заболел, лежит в больнице, но врачи не дают хороших прогнозов. Так вот она за этого младенчика и молилась, а сегодня звонит и говорит, что выздоровел малыш, и плачет, и благодарит Божью Матерь.
- Екатерина Ивановна, а вы не устаете от паломников?
- Конечно, устаю, и все болит, но это же Божье дело, как же мне его не делать? Раз сам Господь так определил, разве я могу поступать по-иному? Надо крепиться и общаться со всеми, кто пришел посмотреть на икону.
Трудиться и молиться научилась с младенчества
- Откуда же, бабуленька, в вас такая любовь к Богу?
- Всегда, мил человек, c самого рождения. Молюсь я с малости, еще совсем крохотной девчонкой была, и молилась. У свекра моей мамы были две сестры монашечки, молились день и ночь, и в сельской церкви Верхней Орлянки с открытия до самого вечера весь день проводили в молитве. Жили они прямо за нашим домом, и я частенько к ним в гости бегала. Мама-то осталась без мужа совсем еще молодой, почти в 26 лет, и на ее руках было четверо нас ребятишек. Старшему брату было восемь лет, мне почти четыре года, два года брату и самому младшему два месяца. Вот с такими малышами наша мамочка осталась, а отец умер… Все родные просили ее сдать хотя бы двоих старших в детский дом, но мама всегда говорила, что никого не отдаст к чужим, что с Божьей помощью все при ней вырастут. Она стала на двух работах работать, а мы ей помогали. В девять лет ходила за маму в сельскую школу топить голландки, подметать пол, все сделаешь и домой за сумкой, чтобы, значит, теперь идти в школу учиться. Стали держать коровушку, и мы с братом за ней ухаживали. Все делали сообща и так выросли одной семьей.
- Как вашу маму звали?
- Меланья... Так что и работать, и молиться я умела уже с самого раннего детства, специально молитвам никто не учил, так по жизни получилось: услышала и выучила, и молюсь всю жизнь, теперь и молитвословы есть, и в них на всякую потребу можно молитовку найти.
- Сколько же вам, бабушка, лет-то будет?
- В ноябре уже восемьдесят семь лет, и каждый день проживаю с молитвой...
- А как вы стали жительницей села Черновка, я так поняла, что вы родом из Орлянки?
- Моего мужа, Ивана Михайловича Малыгина, по распределению после окончания Казанского университета направили работать в Верхнюю Орлянку, а потом назначили директором Черновской средней школы. У нас родились четверо сыновей: Владимир Иванович, Михаил Иванович, Анатолий Иванович и Виктор Иванович. В Черновку мы переехали в 1959 году, рядом со школой уцелела от разрушенного храма церковная сторожка, и мы в ней разместились и прожили там тринадцать лет, а потом уже построили этот дом, где теперь и живем. В сторожке мы жили вместе с моей мамой, она человек верующий и повесила иконочки. Тут случилась районная конференция перед началом учебного года, съехались пятьсот учителей, и перед ними всеми встал секретарь райкома Галкин и объявил, чтобы мужа моего убрали с должности директора, потому что в его доме имеется икона. Кто-то, видно, рассказал в райкоме партии, и решили снять его, так начали терзать со всех сторон. За одну иконочку чуть не лишились места, со временем кто-то из обкома заступился, и мужа оставили в покое.
Бабулечка-миссионерка
Опять в дом заходят люди, приехала из Калинова Ключа Светлана с родственниками, узнали по народу, что у бабушки икона на стекле, заехали посмотреть да удостовериться, теперь приехали второй раз и привезли с собой всех родственников. Екатерина Ивановна стала объяснять паломникам, как надо прикладываться к святому лику, попросила их прочитать молитву и тропарь к Божией Матери. Записала имена и совершенно искренно, с чувством в сердце помолилась вместе с приезжими гостями.
- Екатерина Ивановна, у вашего дома сейчас много паломников, так каждый день? Вы всех пускаете и не боитесь держать двери открытыми?
- Люди идут и едут, даже звонят и просят помолиться. Я записываю о здравии и отношу в наш приход батюшке. Когда совсем валюсь с ног, то закрываю дверь и прошу молиться и прикладываться к лику Богородицы со стороны улицы.
За сорок километров из Сергиевска приехала в Черновку Вера Пузина.
- Вера, а как вы узнали о чуде, когда весть о нем дошла до Сергиевска?
- Я позвонила свекрови, которая живет здесь в Черновке, и она рассказала, что у Екатерины Ивановны проявилась икона, мы с сыном Константином этим же вечером подъехали. И правда, видим на оконном стекле лик Богородицы, попросились зайти в дом и посмотреть поближе. Когда посмотрели, выключили свет
и стали выходить из комнаты, оглянулись на странное сияние.
.Икона в темноте светилась голубым светом… Екатерина Ивановна такой человек сильно верующий, что для меня неудивительно, что именно у нее проявилось такое чудо. Мы просим ее молиться за нас, и всегда по ее молитвам все улаживается. У нас нет храма, раньше не было молельной комнаты, и она среди нас, жителей, можно сказать ведет православно-просветительскую деятельность как миссионерка, зовет людей в храм, рассказывает нам о заповедях Божьих. Многие же в селе даже Библию не открывали, хоть она нас поучит, просветит… Дарит маленькие иконочки, моему сыну подарила икону святого Пантелеимона. В храме всегда удивляются: куда вам столько иконочек? Она отвечает, что надо. Потом все раздаривает, в молельном доме на свою пенсию ставит за нас свечки и молится… Вот такой она человек, умеет сопереживать всякому людскому горю, пожалеть и посочувствовать, хотя ей самой нелегко жилось. Ей самой мало кто из людей-то помогал и сочувствовал. Многие злословят, а я верю, что это истинное чудо, и уже есть исцеленные этой святыней.
- Бабулечка, что самое главное в жизни для Православного человека? - спрашиваю напоследок Екатерину Ивановну, и слышу простой ответ, который много раз слышала в храмах от многих верующих.
- Самое главное - молиться и просить Господа: помоги, просвети нас всех, помоги, надеемся на благо Твое. Самое главное - всегда быть с Богом, чтобы Господь был в наших сердцах.