Я была совсем молодой девушкой, верующей, регулярно посещающей храм, но как многие молодые люди считавшей, что этого вполне достаточно для того, чтобы отдать свою дань Богу и приобрести внутреннее духовное равновесие. Мне казалось, как, наверное, многим людям (считающим тем не менее себя верующими), что соблюдать посты не так важно. Зачем загружать себя лишними проблемами, связанными с питанием, ведь у молодых людей такая активная жизнь, работа, и любые ограничения вызывают дополнительное раздражение в мирской жизни. Как часто я слышала в адрес постящихся недоумение: как они это выдерживают в наше трудное время, которое было трудным для них и 20 лет назад, и осталось трудным сейчас, среди всеобщего изобилия продуктов. Многие любят ссылаться на рекомендации врачей, выискивая в себе массу болезней, которые делают пост в их жизни совершенно невозможным. Хотя, заметим, многие хронические болезни прекрасно вылечиваются самым обычным голоданием и воздержанием от вредных для здоровья продуктов питания, - но речь сейчас не об этом.
В первый раз в своей жизни я твердо решила поститься. Все мои опасения по поводу того, что я буду 7 недель жить с ощущением голода, озабоченная постоянными мыслями о том, что поесть, - рассыпались в прах после первой же недели поста. Оказалось, что в пост можно приготовить массу вкусных, сытных и разнообразных блюд, и это - просто немного другое питание - очень быстро становится нормой жизни на протяжении семи недель Великого Поста.
Но самое главное, я почувствовала, насколько легче стало сдерживать свои страсти в общении с окружающими меня людьми (вспышки эмоций, раздражение, гнев), с чем раньше мне было трудно справляться.
Великий пост приближался к Страстной неделе, я старалась каждый день читать Евангелие, еще раз обращаясь к пути Христа к Светлому Воскресению. Мое сердце с каждым днем все больше наполнялось любовью к Господу нашему Иисусу Христу и причастностью ко всему тому, что происходило тогда почти 2000 лет назад.
Страстная неделя, пятница, Голгофа - мое сердце уже разрывалось от боли за все тогда происходящее, и я неожиданно для себя взмолилась: «Господи! Дай мне возможность принять за Тебя хоть каплю той боли, которую Ты испытал на кресте!»
День продолжался, я занималась домашними делами и уколола палец, не придав этому никакого значения, так как не осталось ни раны, ни царапины. И вот в субботу вечером у меня стала болеть ладонь. В то время стало входить в традицию транслировать торжественные Богослужения по телевизору. Я зажгла свечи и приготовилась смотреть всенощное Пасхальное Богослужение в Москве. Ладонь болела все сильнее, и к двум часам ночи у меня было полное ощущение того, что она пробита насквозь. Такой страшной боли я не испытывала никогда в своей жизни, по моим щекам ручьями лились слезы и я еле сдерживалась, чтобы не кричать. Домашние спали, и никто не видел моих мучений, а я, забыв обо всем, пыталась понять, что со мной и как мне выдержать эту невыносимую боль. Сейчас уже не помню, как и когда я уснула в ту ночь, но хорошо помню, как я проснулась. Это было утро Светлого Христова Воскресения, от моей боли не осталось и следа, и в первый момент мне показалось, что все это мне просто приснилось. И вдруг передо мной возник образ Христа - и моя молитва принять то, что претерпел Он, Сын Бога, из-за великой любви к нам, простым людям, «смертию смерть поправ…». По моим щекам опять полились слезы, только в этот раз это были слезы радости, любви к Богу и великого, ни с чем не сравнимого счастья.
Лариса Душкевич, г. Самара